Translate

Дети – Наше Будущее (YOГА №1)

top

Осознанное родительство (YOГА №1)

Осознанное родительство (YOГА №1)

ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ


     Специально для этого номера журнала мы взяли интервью у известных сторонников здорового образа жизни, пропагандистов осознанного родительства и создателей системы подготовки к осознанному материнству и отцовству, Галины Бородавко и Георгия Карагодина.  Вопросы задавал Андрей Рожнов.
Традиционный вопрос: с чего всё, включая вашу систему, началось?  Как вы пришли к осознанию необходимости создать свою систему?
     Мы познакомились летом в Крыму, на семинаре по йоге.  Весной следующего года Галя уже переехала в Киев…  Так всё и началось.
     Несмотря на, казалось бы, достаточный срок, проведенный в учебных аудиториях, мы, как и многие другие супружеские пары, не имели полного и осмысленного представления ни о самом процессе протекания беременности, ни о родах.  Когда же стало ясно, что ожидается прибавление семейства, у нас возникло много вопросов:
- Какими физическими упражнениями может заниматься женщина в период беременности, чтобы хорошо себя чувствовать?
- Какие нагрузки можно давать организму беременной женщины и организму будущего ребёнка?
- На что в первую очередь следует обращать внимание при выполнении  физических упражнений?
- Можно ли плавать и нырять, и до какого срока?
- Как психологически подготовиться к родам?

Судя по всему, вы стали искать ответы на все эти совсем не лёгкие вопросы.  Где вы искали?  У кого спрашивали?
     Частично мы нашли ответы в литературе.  Из работ профессора И. А. Аршавского мы узнали о том, что беременная женщина не только может, но и просто обязана вести активный образ жизни. Из книг Б. П. и Л. А. Никитиных мы узнали о том, что в Японии легко рожают женщины-ныряльщицы за жемчугом, которые не прекращают своей работы до последнего дня беременности.  У Гиты Айенгар мы нашли подтверждение своим предположениям о том, что занятия упражнениями хатха йоги возможны и в период беременности.  У Дика-Рида и Станислава Трчи мы узнали о психологической подготовке к родам без страха.

Ну, и потом?..
     В районной женской консультации Галю по возрасту (29 лет) определили как  «старородящую» и настоятельно порекомендовали лечь в роддом за две недели до предполагаемого наступления родов.
     Наш районный роддом не отличался лестными отзывами, и мы решили поискать другой.  В специализированном заведении, то есть в Институте патологий акушерства и гинекологии работал знакомый Юры, врач, который раньше занимался медицинским обеспечением экспедиций подводников. Он организовал нам предварительное знакомство с врачами, у которых мы предполагали консультироваться, обследоваться и рожать. Во время знакомства с врачами прозвучала фраза, которая сразу же отбила у нас желание рожать в том месте.  Кто-то из них сказал: «Не волнуйтесь, мы сделаем наркоз.  Вы ничего не почувствуете, а когда проснетесь, получите готового ребенка».
     Какого ребенка? В каком состоянии? Чьего и с какими последствиями для его и нашего будущего?  Этого врачи нам не стали объяснять.  Да и сами мы не почувствовали к себе душевного расположения в столь важном деле.

Понятно, постсоветское пространство не отличалось особой любезностью.  Что же вы решили предпринять после такой встречи?
     Как-то случай свёл нас с женщиной-акушеркой, которая принимала роды на дому.  Она сама родила двоих детей дома и стала помогать рожать другим таким же образом.  Мы видели ее здоровых и развитых малышей и стали принимать участие во встречах, которые она организовывала для ожидающих детей семейных пар.  Во время этих встреч мы все обменивались опытом друг с другом, а также все вместе смотрели видеофильмы, ходили в бассейны и сауны.
     Информация, которую мы получали о роддомах, существовавших там порядках, и отношении к роженицам и новорождённым, вводила нас, мягко говоря, в уныние.  Общение же с единомышленниками показывало, что есть другой путь, и нам он представлялся более гуманным.  В то же время,  этот другой путь был сопряжен со страхом неизведанного и определенным риском
     Рутина и привычный поток событий притупляют в человеке желание пересекать границы возможного.  И только крайняя необходимость толкает его к совершению определённых телодвижений, связанных с обеспечением себя пищей, одеждой, жильём или социальным статусом.
С родами в естественных условиях все понятно.  А как возникла тема с йогой для беременных?
     Опыт собственных занятий подсказывает, что йога дает возможность человеку расширить восприятие окружающего мира, взглянуть на мир как бы с разных сторон, рассмотреть и принять разные точки зрения и понять его многосторонность, многовариантность, многовекторность и многогранность.
     Именно йога навела нас на мысль о том, рожать детей можно и не в роддоме, как это было принято на тот момент у нас в обществе, а в естественных условиях.  Именно благодаря занятиям йогой мы приобрели уверенность в собственных силах и способностях.  Именно наше йоговское отношение к жизни помогло нам утвердиться в этом решении.

Тогда вопрос закономерный: из чего складывался начальный этап вашей системы, как он развивался?
     На базе начальных знаний, мы продолжали заниматься на суше и в воде.  Мы экспериментировали, возможно, даже и рисковали в какой-то мере.  Тем не менее, мы приобретали опыт… Это был наш опыт.
     Сейчас личным бассейном ни кого не удивишь, но в середине девяностых имелось то, что осталось от Союза.  У нас была возможность иметь на некоторое время в своем распоряжении свободный бассейн, и мы с Галей регулярно и усердно занимались.  Дело в том, что до нашего знакомства Галя плохо плавала и почти не умела нырять.  Помимо бассейна мы каждые выходные, вплоть до родов, выезжали на реку Стугну, где Галя плавала и ныряла.  Иногда даже часа по два без перерыва.  На мои вопросы о том, как можно столько плавать и не замерзать, Галя отвечала, что ребенок ее согревает.
     Кроме того, мы старались постоянно поддерживать Гале положительный эмоциональный фон. В тот период, мы избегали большого скопления людей и шумных компаний, но незадолго до родов пошли на концерт Хулио Эглесиаса. Ребенок в лоне матери активно реагировал на каждую песню на протяжении всего представления, как будто сам принимал участие в нем.
Как проходили роды вашего первенца?
     Независимо от погоды, каждый вечер мы совершали пешие прогулки не менее 4 – 5 километров.  После очередной прогулки ближе к 12 ночи у Гали начались схватки.  Мы срочно начали готовить лед.  Галя всю ночь ходила по коридору и пела песни и мантры.  Мы вымыли ванну и запаслись горячей водой.  И тут вспомнили, что у нас нет готовых пеленок. Будущий папа срочно сел за шитье…
     Перед самыми родами Галя провела очистительные процедуры.  Утром, при свечах и под музыку наша знакомая акушерка приняла девочку, нашего первенца. «Рыба!» – удивленно выдохнула девочка.  Мы назвали ее Лиза.

Интересно, а как ваши родственники отреагировали на ваши не совсем обычные роды?
     Перед родами нам часто звонила Галина мама, все беспокоилась.  А когда очередным утром в ответ на вопрос «Легла ли Галя в роддом?» услышала голос внучки, то была слегка шокирована.  «Как родила два часа назад дома в ванне?  А роддом?»
     Поняв, наконец, что событие свершилось не совсем так, как это было принято у «нормальных» людей в то время, но благополучно, Галина мама нас поздравила, добавив при этом, что на такое не каждый решится.

Регистрировали ребенка с приключениями?
     Поскольку в нашем районе это были первые роды на дому, то с регистрацией ребенка у нас возникли определенные сложности.  Детская поликлиника требовала справку из роддома.  Роддом не хотел выдавать справку о рождении, так как рожали не у них, и отсылал в женскую консультацию.  Женская консультация отвечала, что к новорожденным не имеет никакого отношения, и направляла в поликлинику.  Бюрократические отмашки зациклились на неделю хождений.

И каким образом вы побороли постсоветского административного монстра?
     Очень просто.  Четко сформулировали задачу и отправили ее в пространство во время медитации. В результате мы получили информацию о том, что существует приказ Минздрава, разъясняющий порядок решения вопроса в случае рождения ребенка вне медучреждения.
     Затем подкованный в правовом отношении папа позвонил заведующей детской поликлиникой и сообщил ей номер и дату приказа… Через час нам позвонили домой и, извинившись, попросили зайти в удобное время за справкой о рождении. После этого возникли сложности с выдачей свидетельства о рождении в ЗАГСе, так как Галя гражданка России, а сотрудникам отдела регистрации было сложно понять, на каком это основании она умудрилась родить в Украине на дому.  Нам пришлось обращаться в ОВИР, а также приглашать свидетелей подтверждавших процесс рождения.

А как вы начали заниматься с Лизой?
     Сразу после рождения Лизы наши друзья нам показали несколько упражнений детской динамической гимнастики и кое-какие элементы плавания для младенцев.  Мы стали их регулярно выполнять.  После плавания обязательно обливались холодной водой. А целостной, обоснованной с точки зрения анатомии, физиологии и кинезиологии системы физических упражнений для младенцев, у нас не было или мы о ней не знали.
     Обладая большим объемом упражнений для совершенствования тела, приобретенным благодаря йоге, мы не стали останавливаться на первоначально показанных нам упражнениях для новорожденных, а стали синтезировать свои. Варианты лились как из рога изобилия, мы их пробовали и анализировали с учетом реакции и самочувствия малышки.

А какой вы установили режим занятий?
     Следует отметить, что сами занятия мы не доводили до стадии фанатизма. Мы старались гармонично вплетать их в естественный ход развития ребенка, который, как известно, состоит из того, чтобы поесть, поспать, покакать и т.д. Сам процесс опорожнения ни когда не вызывал у нас проблем не благодаря Pampers and Huggies, а потому что с рождения мы приучали ребенка к горшку.  Подгузниками мы пользовались только при длительных поездках в транспорте.
А вы как-либо стимулировали гимнастические устремления ребёнка или просто не мешали процессу развиваться?
     Как на большинстве кроваток для младенцев поперек Лизиной весели погремушки на веревочке. Через некоторое время Лиза стала регулярно обрывать веревочку.
     Дело в том, что даже новорожденный обладает хватательным рефлексом, и если к нему добавить силу, наработанную благодаря выполнению упражнений, то к двум – трем месяцам младенец может легко находиться в свободном висе с кистевым захватом.  Мы заметили, что Лиза цепко, отработанными при занятиях динамической гимнастикой движениями, хватается за веревочку и пытается подтягиваться.  Тогда вместо погремушек мы подвесили на парашютной стропе металлическую трубку диаметром с палец взрослого. Лиза начала хвататься за этот мини-турничок и подтягиваться.  Этот простое приспособление оказалось весьма функциональным устройством. Сначала – игрушка–развлекалочка и спортивный снаряд для бицепсов, а затем, когда ребенок начал вставать, оно превратилось в динамо-машинку во время отработки удержания равновесия.
     Со временем мы приобрели детский спортивный комплекс с лестницей, кольцами, турником, тарзанкой, канатом. Дети выросли, уже ходят в школу, но до сих пор с удовольствием на нем обезьянничают.

А как Лиза строила свои отношения с водой?
     Когда Лизе исполнилось четыре месяца, домашняя ванна свою задачу выполнила. Друзья и единомышленники из клуба подводников «Атлантида» Киевского политехнического института создали детскую секцию раннего обучения плаванию в малом бассейне. А Юра как инструктор-подводник ее возглавил.
     В пять месяцев Лиза могла самостоятельно лежать на поверхности воды животиком вверх при спокойном состоянии воды в бассейне. Она уже умела удерживать себя на воде за счет скоординированных движений и сохранения баланса лежа на спинке, и относилась к воде как к привычной, дружественной для себя среде. В конце каждого посещения бассейна мы вместе с Лизой обязательно обливались сначала теплой водой, а затем, полностью закрыв горячую воду, находились под душем из холодной воды от 10 до 20 секунд для создания эффекта холодового температурного скачка.

Как проходила первая «фотосессия» Лизы в воде?
     Когда Лизе было восемь месяцев, наши друзья, подводные фотографы, Леонид Андреевич Кудин и Стас Мороз, предложили поснимать ныряющую Лизу в большом, 50-метровом бассейне КПИ. Для подводной фотографии одним из основных факторов является прозрачность воды, поэтому мы выбрали день, когда в бассейне был выходной. Несмотря на существенную помеху – переменную облачность,  которая то и дело существенно меняла освещенность, мы решили снимать.
     Сложность процесса состояла в том, что при подготовке к нырку у нас не было опоры на дно как в малом бассейне, так как глубина ванны большого бассейна – 5 метров, и нам приходилось всё время удерживать ребенка на поверхности посередине бассейна.
     Расстановка фотографов под водой, выбор ими удобного ракурса, определенного угла падения света быстро утомляла как ребенка, так и нас. Особенно сложно было фиксировать на определенной глубине и компактно размещать участников в кадре, а также наводить резкость при непродолжительной задержке дыхания у ребенка.  Кроме того, она еще не знала, что такое «продувка» (т.е. компенсация нарастающего давления в области среднего уха при погружении).  Немалых усилий требовал и контроль синхронного сохранения открытых глаз, отсутствия гримас на лице и неконтролируемого выброса рук в стороны.
     Температура воды была чуть ниже той, к которой привыкла Лиза в лягушатнике, и через некоторое время она стала капризничать.  Несмотря на глупые возгласы отдельных людей из небольшой группы, приближенной к руководству института и присутствовавшей в то время в бассейне, мы продолжали снимать дубль за дублем.  Лиза перенесла все трудности с достоинством, и получились уникальные кадры, которые не раз демонстрировались на выставках подводной фотографии.
     Наше сотрудничество со Стасом Морозом продолжается и до сегодняшнего дня. Благодаря его умениям мы осуществили практически все наши подводные съемки, а дети в качестве фотомоделей неоднократно становились победителями и призерами международного фестиваля подводного изображения «Серебряная акула».
Логично предположить, что у вас возникла идея «обобщить» накопленный опыт, правда?
     Шаг за шагом, гребок за гребком накапливался опыт. Он не остался долго невостребованным: Галя снова забеременела.  И если занятия во время первой беременности носили в большей степени интуитивный характер, то во время второй мы уже занимались целенаправленно.
     В процессе у нас сложилась более-менее цельная идея проекта под названием «Йога материнства», который систематизировал бы наши наработки.  Мы начали реализовывать эту идею с фото- и видеоработ.
     В конце лета 1998 года после замечательного семинара по йоге на Казантипе мы отправились на другой семинар в Малый Маяк.  По извилистой горной дороге мы добрались до турбазы «Карабах», где впервые встретились и познакомились с А. Сидерским . Там, в течение еще десяти дней мы тренировались, отдыхали, плавали и отъедались мидиями и рапанами.
     Мы настойчиво теребили Сидерского по поводу съемок видеофильма о йоге для беременных с самого начала семинара. Но все как-то не складывалось ни на Казантипе, ни в Карабахе.  То времени не было, то с погодой было плохо, то плёнка заканчивалась.  По возвращении в Киев мы основательно насели на него, и процесс пошел.
     Андрей Лаппа любезно предоставил нам свой зал для съемок. Там Андрей Сидерский отснял упражнения на суше.  С местом для съемки аквайоги для беременных опять выручила «Атлантида».  Володя Назарук, преподаватель плавания в спорткомплексе КПИ, помог нам получить доступ к малому и большому бассейнам.  Эд Жарук отснял водные упражнения в малом бассейне. Фильм смонтировали и озвучили у Сида дома.

Ну, это все про видео.  А кто занимался фото?
     Для фотосъемок на суше и в воде мы традиционно пригласили Стаса.  Упражнения в сухом зале мы снова снимали у Андрея Лаппы, а под водой – в большом бассейне КПИ.  Самыми сложными оказались подводные съёмки.  Стас – прекрасный фотограф – был практически не знаком с нюансами передачи сути и особенностей асан с помощью фотографии. И если на суше процесс можно было легко и оперативно скорректировать словом, то при работе под водой это было практически невозможно.  Нам было сложно управлять динамической системой из двух человек в трехмерном пространстве.  Общение и взаимодействие осложнялось задержками дыхания, которые, как правило, создавали задержки во времени.  В результате, на пленке получались достойными внимания лишь один – два кадра. Нужно еще учесть, что фотомоделью служил не спортсмен подводник с многолетним стажем, а женщина на седьмом – девятом месяце беременности.

А как развивалась собственно практическая часть проекта?  Проводили ли вы занятия, семинары, выездные конференции?
     К тому времени у Гали уже появились первые обучаемые.  Одна из наших знакомых захотела, чтобы мы позанимались плаванием и динамической гимнастикой с ее малышкой, у которой были послеродовые проблемы. В результате занятий проблемы исчезли, а довольная мама поставила перед мужем условие, что если он захочет иметь второго ребенка, то они вместе пройдут курс предродовой подготовки у Гали.  Захотели и прошли.
     Учились они оба.  А потом счастливый отец с восхищением рассказывал всем друзьям, как жена рожала дома, как он принимал в этом участие, и насколько меньше у него было сложностей со вторым малышом. А мама в дальнейшем открыла нам путь на телевидение и сама организовала интернет-страничку помощи матерям.
     В промежутках между видео и фотосъемками и детским патронажем Галя посещала курсы водителей. Поездка в Крым показала, что два водителя в одной машине при дальних поездках – это дополнительное преимущество.  Мы рассчитали правильно. Во-первых, после появления второго ребенка мы получили бы права неизвестно когда. Во-вторых, в нашей стране преподаватели всегда делают поблажки беременным (типа «беременной женщине отказывать нельзя»), и, в конце концов, когда при сдаче экзамена по вождению инспектор ГАИ увидел размеры Галиного живота, он попросил остановить автомобиль уже через 100 метров.  Наверное, побоялся направиться сразу в роддом.

Ну, и как же свершилось второе чудо?
     Уже перед самыми родами мы обнаружили, что не отсняли несколько очень важных асан.  В любой следующий день могло быть уже поздно.  Я договорился со Стасом о срочных съемках на 20 января.  В одном из залов спорткомплекса КПИ мы устроили импровизированную фотостудию, натянув на стену ткань для создания фона, и снимали, пока не закончилась пленка.  Вечером после съемки Галя пошла на концерт аккордеониста Игоря Завадского.  Ребенок особенно активно реагировал на музыку Баха, буквально плясал в животе, а утром, 21 января, в 5 часов утра повернулся в нужную ему сторону и начались роды.  Мы хотели снять роды на видеопленку, но к приезду оператора Алеша уже родился.  Все произошло быстро, за два с половиной часа. Галя и сама была приятно удивлена такому быстрому и почти безболезненному появлению на свет Алеши.
     Вечером того же дня он уже купался с Лизой в ванне, а лягушатник начал посещать через два месяца.  Проблем с регистрацией Алеши не было, так как нас хорошо знали в поликлинике.

Говорят, что вы и в Инфизе успели поучиться, пока растили второго ребенка?
     Несмотря на грудного сына, Галя стала регулярно работать с беременными и младенцами и безо всякой рекламы. Работала так называемая мамина почта: одни довольные родители передавали информацию другим, а те – третьим.  Галя приобретала большой практический опыт, а теоретической базы не хватало.  Поэтому мы решили, что Галя займется получением формального образования в данной области.
     Сначала мы думали об академии имени Лесгафта в Питере, а потом оказалось, что по контракту можно получить образование и поближе.  Украинцы тоже не против рыночных отношений. Мы поднапряглись, и Галя окончила Киевский университет физкультуры и спорта.

А приключения какие-нибудь вам запомнились в связи с детским плаванием?
     В средине апреля 1999 произошел случай, подтвердивший правильность нашего решения о раннем обучении детей плаванию.  Солнечным весенним воскресным днем после утреннего посещения бассейна мы на машине выехали за город – на озера за Бояркой, где Лиза непреднамеренно начала плавательный сезон на открытой воде.
     А дело было так.  Приехали мы на место.  Галя с детьми пошла к воде, а Юра доставал вещи из машины.  Сидя на плечах у Гали, трехмесячный Алеша снял с нее очки, отвлекая внимание, и лишил ее четкого видения окружающего.  Буквально пара минут ушла на борьбу за целостность очков и водворение их на место, но этого времени хватило Лизе…  Она оказалась без присмотра, разглядывала озеро, и слишком низко наклонилась над полуметровым глиняным уступом берега. Голова перевесила тело, и Лиза хлюпнулась в воду.  Она без проблем вынырнула на поверхность, так как умела задерживать дыхание и воды не нахлебалась.
     Заскочив в воду, Галя только подхватила ее и поставила на берег. Вода была еще холодная – апрель, как ни крути, и мы, быстро раздев Лизу, поспешили к машине.  С помощью автомобильной печки согрели ребенка и подсушили вещи.  Благодаря закалке, обошлось без последствий.

А когда, по-вашему, дети, которых учат плавать с раннего возраста, начинают плавать, а не «плескаться»?
     Следует сразу отметить, что, обучая детей плаванию с раннего возраста, мы не пытаемся добиться от них «правильных», рациональных движений и обучить их плаванию спортивными стилями. Этим можно заниматься только после устранения водобоязни, если ребенок боится воды, и после того, как ребенок научится четко понимать значения команд и станет адекватно и скоординировано их выполнять.
     Плавать в полном смысле этого слова Лиза начала в 2,5 года. К этому возрасту она освоила скоординированные, приближенные к «брассовым», движения руками, ногами и головкой. Кроме того, она научилась контролировать дыхание, то есть, вдох, выдох и задержку.  Это значит, что ребенок сам захотел поплавать и понырять, продышался, сделал задержку и нырнул, затем восстановил ритм дыхания.
     В большом бассейне, а затем и на открытой воде мы забрасывали ее от себя подальше, а она сама подплывала к нам.  В три года она спокойно переплывала озеро у нас на даче.  Это очень удивляло мужиков-аборигенов, выросших на его берегах, и способных только после хорошей чарки, с воплями, резво помахать руками, перемещаясь в воде туда-сюда на двадцать метров, и их подруг – пышногрудых экс-колхозниц, аборигенш, заходивших в воду только для того, чтобы, мерно приседая, пофыркать и слегка поплескаться.
     К четырем годам у Лизы выработалась своеобразная система плавания.  На поверхности воды ее головка появлялась только для того, чтобы сделать вдох, а остальное время она находилась под водой.
     Во время йоговской тусовки в Кацивели в июне 2002 года четырехлетняя Лиза своим умением плавать и нырять вызывала живой интерес участников, собиравшихся на плитах, и вытягивание удивленных рож захожих зевак.  Часто Юра заплывал с дочкой далеко за волнорезы и полностью уверенный в ее способностях и силах плыл к берегу. Оттуда он наблюдал, как периодически над волнами появляется для вдоха ее головка. Несколько раз Лизу даже бросались спасать, думая, что ребенок пошел купаться без присмотра и тонет.
     Однажды, увидев с конца пирса Голубого залива наших друзей, только прибывших из Киева, на телескопном пляже, она захотела поплыть к ним. Для четырехлетнего ребенка это было серьезным вызовом. Юра спросил: «А ты доплывешь сама?» Она весело, уверенно и смело ответила: «Да!!!»  Юра не стал препятствовать ее желанию, так как вспомнил, каким чувством радости наполнился сам в восемь лет впервые, в тайне от бабушки, переплыв Десну с ее сильным и норовистым течением  и интенсивным тогда судоходством.
     Доплыв, Юра подстраховал Лизу только после прохождения половины пути. Друзья были поражены, узнав, откуда она явилась из пены морской. Надо сказать, что эти ребята стали нашими друзьями после того, как с их малышом в свое время работала Галя.  О нас они узнали из наших публикаций в печати.  Мы стали публиковаться, пропагандируя отдельные элементы наших знаний.
А каковы «материальные» результаты ваших трудов?
     На сегодня мы обобщили накопленный опыт в нашей программе психофизической подготовки к родам.  Йога составляет основу этой программы.  В процессе выполнения проекта «Йога материнства», мы разработали и испытали Систему осознанного родительства, основанную на принципах йоги.  Основные положения Системы осознанного родительства определены таким образом:
1.  Человек обязан осознавать себя родителем.
2.  Женщина обязана осознавать себя матерью, а мужчиной обязан осознавать себя отцом,
3.  Оба – и мужчина, и женщина – обязаны осознавать, что они несут ответственность за рождение здоровых детей, за наиболее полное раскрытие их способностей, обеспечение гармоничного функционирования семьи и всестороннее развитие детей.
     Система охватывает следующие временные периоды в жизни ребёнка и родителей:
  • Предродовой период.
  • Роды.
  • Послеродовой период.
  • Младенчество.
     На данный момент мы уже создали видеофильм о йоге для беременных и отсняли большое количество фотоматериалов, которые иллюстрируют ряд наших печатных работ.  А в следующих статьях на страницах этого журнала мы предполагаем более подробно и доходчиво рассказать о данной системе совершенствования человека.
Комментарии закрыты

top

1 комментарий:

  1. Очень интересная информация, спасибо! Моя невестка во время беременности занималась йогой, на днях должна рожать. Будем надеяться, что все пройдет гладко. А вам успехов в вашем благородном деле.

    ОтветитьУдалить